ТО ЕСТЬ ПОРНОГРАФИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ИЗУЧИТЬ СОБСТВЕННУЮ СЕКСУАЛЬНОСТЬ?
Конечно, она помогает понять, что вам нравится, а что нет. Она может помочь наладить контакт. Мы постоянно чувствуем вину за наши сексуальные желания, немного напуганы, не знаем, нормальны ли мы. А если вы смотрите порнофильм и видите, как другие люди занимаются сексом, вы осознаете, что ваши чувства — в порядке вещей. Или же вы можете понять, что вам нравилось что-то, о чем вы даже не подозревали. Ровно поэтому порнография может быть такой вдохновляющей и образовывать нас сексуально. Я изучала политические науки в университете, и там мы всегда говорили о взгляде на мир с точки зрения разных дискурсов. Мы все должны осознать, что порнография — это тоже определенный дискурс: о сексуальности, мужественности, женственности и гендерных ролях, которым мы следуем.
ПОРНОГРАФИЯ — ЭТО ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАСКУЛИННОСТИ И ФЕМИННОСТИ В ОБЩЕСТВЕ?
Именно. Проблема лишь в том, что сейчас существует так много плохой порнографии, с сексистскими и шовинистическими ценностями. И что еще хуже — очень многие молодые люди узнают о сексе из таких фильмов. Во многих странах нет хорошего сексуального образования — и что приходится делать молодежи? Они идут в интернет, видят это плохое порно и думают, что в реальной жизни люди ровно так занимаются сексом. Они видят изображение женщин исключительно как объектов или средств достижения мужского удовольствия. И очень редко показывают, как женщины получают удовольствие от секса и своих желаний.
КАК ДОЛЖНА ИЗМЕНИТЬСЯ ПОРНОГРАФИЯ, ЧТОБЫ ОНА ПРОДВИГАЛА ДРУГИЕ, БОЛЕЕ ЗДОРОВЫЕ ИДЕИ?
Нам нужны женщины в порно! Но не только так, как это было раньше, а на позициях лидеров — по ту сторону камеры. Как продюсеры, как режиссеры, как сценаристы.
И ЭТО РОВНО ТО, ЧЕМ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ — ВЫ РЕЖИССЕР, И ВЫ ПО ТУ СТОРОНУ КАМЕРЫ.
КАКОЙ У ВАС БЫЛ ОПЫТ С ПОРНОГРАФИЕЙ ДО ТОГО, КАК ВЫ СЕЛИ В РЕЖИССЕРСКОЕ КРЕСЛО?
Вполне типичный. Первый раз я посмотрела порно, когда была подростком. Я ночевала у подруги, мы нашли видеокассету и включили ее в надежде, что сейчас узнаем наконец, что же такое секс. Тогда мы поняли, что секс, оказывается, совершенно нелеп: мы хихикали, но основное ощущение, которое у нас было — это отвращение. «Господи, да я в жизни не буду такой гадостью заниматься!», — думали мы.
Мой второй опыт с порно был на первом году университета. У меня был парень, и однажды вечером он пришел с DVD, намекая, что мы должны это посмотреть. У меня было стойкое ощущение, что мне не понравится, но я была уже достаточно раскрепощена сексуально, так что сказала: окей, давай сделаем это. Я придерживалась феминистских взглядов: понимала, что я хозяйка своему телу, что я могу заниматься сексом так, как это делают парни — просто ради собственного удовольствия. После у меня были очень противоречивые чувства, потому что каким-то странным образом мое тело действительно возбудилось, но мне не нравилось то, что я видела — в отличие от моего парня, которому явно все было в удовольствие. Я расстроилась, так что в тот момент моей первой реакцией было обвинить его, всех мужчин сразу и порнографию в целом. Я зареклась когда-либо смотреть порно в будущем.
КАК ВЫ РЕШИЛИ СНЯТЬ СВОЙ ПЕРВЫЙ ПОРНОФИЛЬМ?
Я тогда еще училась в университете, и эта идея просто завладела мной в какой-то момент. Однажды я наткнулась на книгу профессора Беркли Линды Уилльямс «Hard Core» — она открыла мне глаза. Уилльямс изучала порно и смотрела на него совершенно иначе. Я поняла, что должна взглянуть на порнографию как на киножанр, и сразу же увидела его структуру! И вот тогда я сказала: «Раз моему телу понравилось, почему я не могу заставить свой мозг полюбить это?». Мне уже нравились эротические фильмы, их атмосфера, фокус на исследовании женской сексуальности, упор на эмоциональную сторону. У меня был курс кинематографии, и мне нужно было сделать короткометражку, вот тогда я решила сделать порно — новое, отличное от остального!
БЫЛО СЛОЖНО СОБРАТЬСЯ С СИЛАМИ, ЧТОБЫ ЭТО СДЕЛАТЬ?
Мне было 25, казалось, что мне все по плечу и я могу изменить порядок вещей. Но я никогда не предполагала делать из этого карьеру — думала, это будет разовый экспериментальный проект. Люди были в восторге от фильма: я стала показывать его на фестивалях, выигрывать призы. Потом я завела блог и разместила фильм онлайн бесплатно — и через какие-то пару дней у него были миллионы скачиваний. Я о таком и помыслить не могла и с того момента почувствовала, что нащупала что-то важное. Постепенно, годы спустя и потратив много-много сил, я превратила это в целую кинокомпанию.
Самая популярная фантазия — это пара, мечтающая
о третьем участнике, активном или пассивном
СЛОЖНО БЫЛО СДЕЛАТЬ ТАКУЮ КАРЬЕРУ, ЕСЛИ ДАЖЕ В ШВЕЦИИ К ПОРНО ОТНОСЯТСЯ ПРЕДОСУДИТЕЛЬНО?
Конечно, первая реакция у всех была: «какого черта ты собралась делать?», «это испортит твое будущее, повлияет на твою карьеру!», «что же подумают соседи?!». Но иногда ты ввязываешься в какую-то историю, которая больше, чем ты. Для меня это не просто какая-то работа, которую я делаю, это моя страсть и призвание. Я хочу изменить порно — это цель моей жизни. У меня две дочери: одной семь, другой — четыре. И я не хочу, чтобы повзрослев они узнали о сексе из плохого, сексистского порно. Точно так же как я не хочу, чтобы они курили, постоянно ели фастфуд, а на их самооценку влияли отфотошопленные плакаты с супермоделями. Я чувствую, что должна защитить своих девочек, и хочу создать для них лучший мир, насколько это мне по силам.
РАЗ УЖ МЫ ЗАГОВОРИЛИ О ДЕТЯХ. НУЖНО ЛИ ОГРАЖДАТЬ ИХ ОТ ПОРНОГРАФИИ? ДОЛЖНО ЛИ ПОРНО БЫТЬ ТЕХНИЧЕСКИ НЕДОСТУПНО, ИЛИ ЭТО РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ — ОБЪЯСНИТЬ, ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ДОЛЖНЫ СМОТРЕТЬ НА ПОРНО В ИНТЕРНЕТЕ?
Я твердо уверена, что это всегда забота родителя и ответственность школьной системы. Вместе они должны давать будущим поколениям главный инструмент — силу критического мышления. И это применимо ко всему на свете. В интернете полно вещей — не только порнография — информация о наркотиках, бомбах, расизме, самоубийствах, и это невозможно контролировать.
ПРИ ЭТОМ МНОГИЕ РОДИТЕЛИ НЕ ЗНАЮТ, КАК ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ О СЕКСЕ.
Я знаю, что для многих это — трудная тема. У родителей самих могло не быть сексуального образования, и когда дети начинают задавать вопросы, они страшно нервничают и просто отмахиваются. Опасность кроется ровно в таком поведении — нам нужно научиться вести такие разговоры с будущим поколением. Мы не осознаем, что сексуальность — часть нашей сущности, мы всегда хотим знать, как все устроено — это в нашей природе. Так что я всегда говорю: лучше я объясню, чем это за меня сделает Рокко Сиффреди. Это такая известная итальянская порнозвезда, он делает очень трешовые, шовинистические и сексистские фильмы, где трахает десять девушек в задницу — в общем, там все очень плохо. Может быть, я не смогу изменить всю порнографию в мире, но в моих силах предложить хотя бы одну адекватную альтернативу тому, что существует.
РАССКАЖИТЕ ПРО ВАШИ ПРОЕКТЫ, НАПРИМЕР, XCONFESSIONS. ПОЧЕМУ ВЫ РЕШИЛИ ЕГО СДЕЛАТЬ?
Идея родилась после того, как я стала получать горы имейлов и сообщений в соцсетях: люди писали мне, что у них есть истории, которые они хотели бы, чтобы я сняла. Так я осознала, что никто не отражает сексуальность обычных людей. Герои порно сегодня — это группа этаких типичных мужчин: среднего возраста, белые, любят женщин, машины, сигары. И я поняла, что нужны фильмы для людей с другим бэкграундом и опытом. Я запустила сайт, где люди могут рассказывать свои идеи, фантазии и приключения. Каждый месяц я выбираю две из них и превращаю в фильмы. Все это вылилось в невероятный проект — эти фильмы показывают самые различные аспекты сексуальности.
У ВАС ЕСТЬ ЛЮБИМЫЙ ФИЛЬМ ИЗ ТЕХ, ЧТО ВЫ СНЯЛИ В РАМКАХ XCONFESSIONS?
На днях мы опубликовали фильм о кинотеатре в Пигале — там есть небольшой твист в стиле 70-х. Визуально получилось невероятно красиво. Сейчас монтируем фильм, чей сюжет разворачивается в Эдеме. Я как-то встретила парня, который рассказал мне, что он фрутарианец. Он считает, что его тело стало совсем другим, появилась невероятная сексуальная энергия. При этом он порноактер — и сам пришел сниматься в этой короткой истории. Получилось просто невероятно, энергия у него потрясающая. Хороших историй так много, что невозможно выбрать.
А БЫЛА КАКАЯ-НИБУДЬ ПО-НАСТОЯЩЕМУ СТРАННАЯ ИСТОРИЯ?
Много историй про то, как люди занимаются сексом в очень странных местах, например на мосту, и вообще про разные эксперименты. Совсем недавно мы сняли любопытную историю, которую написала девушка про своего фитнесс-инструктора по кроссфиту. Он такой садист, что она придумала фантазию, где все они участвуют в огромной оргии и связывают этого тренера, чтобы не дать ему влиться в коллектив. Люди выдумывают невероятные вещи, мне очень это нравится. Часто фантазируют о пауэрплее, в духе мистера Грея, но далеко не всегда с доминированием мужчины — многие женщины любят находиться в позиции силы. Ну и, конечно, самая частая фантазия — это пара, фантазирующая о третьем участнике, активном или пассивном.
ЕСТЬ ЛИ ЧТО-ТО, ЧТО ВЫ НИКОГДА НЕ БУДЕТЕ СНИМАТЬ?
Конечно. Что угодно, связанное с отсутствием согласия одной из сторон, это очень важное ограничение. Фильм должен быть о том, как люди вместе хотят что-либо делать. Я никогда не буду снимать что-то противозаконное. Если уж говорить о моем вкусе в порно, то я довольно ванильная! Порнография в последние годы ушла в стороны агрессии, жестокости и довольно отвратительных вещей. Меня же интересует красота секса, его интимность, страсть. В смысле эстетики мои фильмы именно что эротические.
А С ЧЕМ СВЯЗАНА ТЕНДЕНЦИЯ ПОЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В ПОРНО?
Я не знаю, честно говоря. Люди пытаются понять, насколько они смогут раздвинуть границы, все сильнее прогибая условную грань. Возвращаясь к вопросу о том, как можно контролировать вещи в интернете, — наверное, все же должны быть какие-то минимальные ограничения. Но, прежде чем их ввести, нужно публичное обсуждение вопроса. О порно все еще не говорят открыто. Если сравнить с рекламой, то за последние двадцать лет она постоянно подвергается критике за некорректное изображение вещей. Например, нельзя сексуализировать маленьких девочек — все это понимают, и это незаконно.
НО ВСЕ РАВНО ДАЖЕ В РЕКЛАМЕ ОБЪЕКТИВАЦИЯ ЦВЕТЕТ ПОЛНЫМ ХОДОМ.
К сожалению, да, даже в рекламе. Но это очень сильно зависит от страны, о которой идет речь. В Швеции такое немыслимо. Если кто-то попытается продвинуть сексистскую рекламу, ее быстро уберут. Люди больше не хотят касаться таких тем. Все это относится к порнографии в том числе. Если мы начнем принимать тот факт, что она существует и играет для нас важную роль, то тогда мы сможем ее обсуждать — и критиковать в том числе.
Когда я сотрудничаю с реальными парами, они зачастую продолжают заниматься любовью даже после команды «снято». Не хотят останавливаться, да и зачем!
Я ХОТЕЛА ЕЩЕ СПРОСИТЬ ПРО СТЫД И НЕЛОВКОСТЬ. ВАС ЧТО-ТО СМУЩАЕТ ДО СИХ ПОР, ПОСЛЕ ТАКОГО КОЛИЧЕСТВА ПОРНОФИЛЬМОВ?
Меня невероятно легко смутить! Я не люблю рассказывать интимные вещи про себя и до сих пор краснею, если говорю какие-то слова, которые считаются плохими. Я скоро буду выступать с лекцией на конференции TED, и мне придется использовать, например, слово «член». Так вот, каждый раз, когда я его произношу, я краснею.
НАДО ЖЕ, Я ДУМАЛА, ТАКОГО РОДА РАБОТА ДОЛЖНА ТАК РАСКРЕПОЩАТЬ, ЧТО ВСЯКОЕ СТЕСНЕНИЕ УХОДИТ НА ВТОРОЙ ПЛАН.
Конечно, она невероятно освободила и раскрепостила меня, но все же есть в этом что-то такое… Я заметила, что когда говорю на иностранном языке — испанском или английском — то чувствую себя совсем по-другому. Я куда большая недотрога, когда говорю по-шведски. С другой стороны, это нормально. Вещи, связанные с сексом, могут вызывать чувство легкой неловкости, но это — часть нашей природы. Секс очень важен для нашего здоровья, для уровня счастья. Потому что когда он у тебя есть и он тебе нравится — ты чувствуешь себя преотлично.
КАК ВООБЩЕ ПРОИСХОДИТ СЪЕМКА ПОРНОФИЛЬМА? ЭТО ВЕСЕЛЫЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СКОРЕЕ НЕЛОВКИЙ?
Раньше я сильно нервничала, теперь же чувствую себя комфортно. Я работаю в основном с профессиональными порноактерами, и это люди, которым настолько комфортно в своем обнаженном теле, что остальным на съемочной площадке легко находиться рядом. С другой стороны, когда я снимаю фильм, я так много уделяю внимания тому, как правильно поставить свет, придать правильную атмосферу, какие ракурсы наиболее выгодны и так далее — в общем, моя работа не столько эротична, сколько технична.
А ВЫ ВИДЕЛИ РОЛИК О ТОМ, КАК СНИМАЮТ СЕКС-СЦЕНЫ В ГОЛЛИВУДЕ? ТАМ АКТЕРЫ ТАК ЛЕГКО ПЕРЕКЛЮЧАЮТСЯ С ЗАКАДРОВОЙ БОЛТОВНИ НА ИМИТАЦИЮ БУРНОГО СЕКСА. ЭТО ПОХОЖЕ НА ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ У ВАС НА СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ?
Ага, видела. Похоже, за исключением одного важного фактора: на моей съемочной площадке актеры не притворяются, а правда занимаются сексом. Многое зависит от того, как они любят работать. Когда я сотрудничаю с реальными парами, они зачастую просто продолжают заниматься любовью даже после команды «снято». Они не хотят останавливаться, да и зачем! У меня на площадке очень комфортная среда. Мне важно работать с актерами, между которыми пробегает искра, так что я всегда уточняю, с кем они хотели бы сниматься, — это ключевой момент. В самом начале я сняла несколько сцен, где люди толком не знали друг друга, у них не было энергетики, — и я сразу почувствовала, что это совсем не то, что я хочу.
А У ВАС ЕСТЬ ЛЮБИМАЯ СЕКСУАЛЬНАЯ СЦЕНА ИЗ ОБЫЧНОГО ФИЛЬМА, НЕ ПОРНО? НАСКОЛЬКО ВАМ ВООБЩЕ НРАВИТСЯ, КАК ПОКАЗЫВАЮТ СЕКС В БОЛЬШОМ КИНО?
Да там и секса толком нет, честно говоря. Но, вообще, в фильмах часто встречается такая штука как «sluttification» — это интересный феномен, когда женщина, любящая секс, оказывается плохим персонажем, как Шэрон Стоун в «Основном инстинкте». Зачастую, когда на экране изображают что-то связанное с сексом, получается эротический триллер, нечто мрачное и проблематичное. Важно понимать, что в кино секс показывают не для возбуждения — он является лишь одним из инструментов продвижения сюжета. Моя любимая сцена, пожалуй, из фильма «L’Amant» — «Любовник» Жан-Жака Анно по повести Маргариты Дюрас — она просто невероятно красивая. Еще есть любимая в «Последнем танго в Париже».
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ПРО ТО, ЧТО ПАРЫ СНИМАЮТ СВОИ ХОУМВИДЕО? ОСОБЕННО НА ФОНЕ ТОГО, ЧТО СЕЙЧАС ТАК ЛЕГКО УКРАСТЬ ЛИЧНУЮ ИНФОРМАЦИЮ И СЛИТЬ ЕЕ В СЕТЬ?
Это совершенно нормально, что людям нравится снимать себя. Очень интересно смотреть на себя со стороны. Я даже написала об этом книгу — «Let’s Make a Porno», ее можно бесплатно скачать. Там рассказывается, как можно сделать домашний фильм еще лучше, правда, всегда нужно быть осторожным в плане того, с кем вы это делаете, знать наверняка, что человек уважает вас. Договоритесь заранее, что вся информация — исключительно для ваших глаз. Один мой друг недавно купил старый полароид, чтобы делать интимные фотографии, которые бы не существовали в цифровом виде — он просто держит их в ящике комода! Мне кажется, нам стоит больше думать о том, как мы храним свою информацию, и уж точно не надо заливать это все в сеть, если вы не хотите, чтобы вас увидели.
У ВАС ЕСТЬ ЛЮБИМЫЙ ПОРНОФИЛЬМ И ЛЮБИМЫЕ ПОРНОРЕЖИССЕРЫ?
Да, довольно много, особенно сейчас, когда я сделала онлайн-кинотеатр LustCinema. Идея его в том, чтобы собрать в одном месте разные виды порнографии, объединить новых авторов фильмов для взрослых, каждый из которых делает что-то свое. Например, есть Дженнифер Лайон Белл, Бастиан Циммерман, а еще Тристан Таормино, которая делает фильмы о сексуальном образовании. Существуют фильмы-компиляции работы разных режиссеров, как «Dirty Diaries». Или вот фильмы Джеки Сент-Джеймс — они больше похожи на романтические комедии, но с откровенными сексуальными сценами.
Ж
енщины куда лучше видят женский оргазм. Когда за камерой стоит мужчина, мне все время приходится напоминать: «Эй! Лицо! Надо срочно снимать ее лицо!»
НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ХОРОШЕГО, ФЕМИНИСТСКОГО ПОРНОФИЛЬМА.
Для меня важны три вещи. Главная — чтобы было видно женское удовольствие. Потом, я люблю, когда рассказывается какая-то история — это очень важно, чтобы настроиться на правильный лад. Мне нравится, когда фильм сделан кинематографически качественно, с хорошими светом, операторской работой и красиво смонтирован. В общем, когда порно — это самый настоящий фильм.
Мне важно чувствовать, что я доверяю людям, с которыми работаю. Что они проводят качественный кастинг, платят актерам в срок, все их медицинские показатели в порядке, а бумаги оформлены — что за каждым фильмом стоит серьезная продакшн-компания, работающая в соответствии со строгими этическими принципами. Я люблю, когда в процесс съемки вовлечено много женщин — в итоге мы видим сексуальность с их точки зрения. У нас другое тело и другое восприятие мира, и я всегда хочу увидеть больше женских секс-историй. Даже когда я работаю с операторами, я замечаю разницу: женщины куда лучше видят женский оргазм. В те разы, когда за камерой стояли мужчины, им все время приходилось напоминать: «Эй! Лицо! Надо срочно снимать ее лицо!».
ВАМ ПРИХОДЯТ ОТКЛИКИ ОТ МУЖЧИН? ЧТО ОНИ ДУМАЮТ О ВАШИХ ФИЛЬМАХ?
Моя аудитория на 60 % — мужчины и на 40 % — женщины. И мужчины часто пишут: «Эй, Эрика, я посмотрел твои фильмы и хотел сказать — для мужчин они тоже работают!» Это очень здорово, и я всегда смеюсь, потому что, конечно, моя миссия — сосредоточиться на женщинах, но я никогда не говорила, что мои фильмы не подойдут мужчинам! Я более чем рада делиться с мужчинами своей работой. Без сомнения, все женщины заинтересованы в том, чтобы мужчинам нравилось смотреть на женское изображение женской сексуальности.
КАК ДУМАЕТЕ, ЧТО СЛУЧИТСЯ, ЕСЛИ ПОРНОГРАФИЯ ИСЧЕЗНЕТ? КАКИМ БУДЕТ МИР БЕЗ ПОРНО?
Я никогда даже не представляла себе такое! Наверное, люди будут гораздо больше заниматься сексом. Ведь порнография помогает многим, у кого нет в данный момент партнера, стеснительным и одиноким — порно это все, что у них есть в плане интимных отношений. Им будет очень плохо: придется либо искать реальных отношений, либо переживать страшную фрустрацию. А фрустрация ведет к агрессии и жестокости. Секс же, даже не настоящий, а тот, на который ты смотришь, позволяет дать выход чувствам — и это замечательно.